Статьи и новости

О заблуждениях человеческого разума.

В 1967 году психиатр Аарон Т. Бек опубликовал книгу «Депрессия: клинические, экспериментальные и теоретические аспекты», в которой он обобщил свои предыдущие исследования по когнитивной терапии или когнитивно-поведенческой терапии, названием, под которым она известна сегодня. Эта терапия рассматривает мысли людей как краеугольный камень их страданий. А. Бек ясно говорил об источнике своего вдохновения, а именно о философах-стоиках и, в частности, Эпиктете, который считал логику полезной для выявления ложных убеждений, которые приводят к появлению вредоносных эмоций, а также отказа от этих убеждений. Руководящая идея, изложенная в статье, проистекает из предположения Бека о том, что «...в основе таких психических расстройств, как тревога и депрессия, лежит расстройство мышления». [2, c. 3] Возможно, расстройство мышления понимается с учетом некоторых культурных особенностей, например, если содержание мысли не соответствует среде, в которой находится человек. Также возможно, что трудности с пониманием языка или выражением мыслей мешают терапевтическому процессу. Вот место, где логика вступает в игру и становится инструментом для облегчения проведения терапии. Она не имеет дела ни с культурными, ни с языковыми трудностями, скорее в ней есть определенное количество так называемых «инструментов», которые могут быть полезны в таком процессе, как работа с психологом и клиентом.

Другой выдающийся американский когнитивный психолог и когнитивный терапевт, основатель рационально-эмотивной-поведенческой терапии А. Эллис (1913 – 2007) полагал, что людям было бы легче, если бы они осознали, что все их убеждения, схемы, восприятие и прописные истины могут быть не верны. Проверка своих предположений, изучение обоснованности и функциональности собственных убеждений, а также готовность высказывать альтернативные идеи способствуют позитивной адаптации человека. Ригидное следование убеждению или схеме мира мешает человеку пересмотреть мышление и обрекает его вести себя так, как если бы мир был таким, как он надеется, а не таким, какой он есть. Эллис полагал, что людям станет легче, если они будут гибки в своих убеждениях и готовы отказаться от них при появлении более полезных, логичных и эмпирически последовательных убеждений.

Эллис писал:

«Искусством логического мышления не так легко овладеть — большинство людей выглядят, как эксперты в алогизме. Типичное самоуничижительное алогичное рассуждение выглядит так:

Я должен быть совершенным.

Я только что допустил жуткую ошибку.

Это доказывает, что я несовершенен, а значит, «никчемен» [6].

В целом, любая ошибка в процессе рассуждения является заблуждением. Одним из применений логики в терапевтических сессиях становится выявление неверных способов рассуждения клиентов. Аристотель (384—322 годы до нашей эры), который обучался в Академии Платона, перечислил заблуждения человеческого разума. Большинство из них описано в его трактате «О софистических опровержениях» [8]. В настоящее время заблуждения имеют другие названия, поскольку язык изменился и, соответственно, были адаптированы новые термины. Полный список заблуждений с их современными названиями приведен в книге Ирвинга Копи «Введение в логику.» [9] Ниже мы приводим семь часто встречающихся ошибок и примеры из повседневной жизни, где встречаются эти ошибки.

Ошибка апелляции к народным мудростям возникает, когда факты, свидетельства, подтверждающие те или иные аргументы приводятся путем апелляции к общественному мнению или общеизвестным знаниям, но не к конкретному авторитетному лицу. Например,

Женщины в вашем возрасте выходят замуж и рожают детей,

значит, вы должны выйти замуж и родить детей.

Ошибка «пугало» возникает, когда оппонент заменяет первоначальное утверждение (или иначе тезис) тем, которое легче опровергнуть. Показав, что замененное утверждение ложно, он возвращается к исходному тезису и создает впечатление, что он также ложен.

Например, участник диспута утверждает, что эмоция печали является естественной эмоцией для каждого человека. Спорящий с ним заменяет изначальное утверждение утверждением о том, что печаль становится причиной проблем у всех людей. Высказанное последним замененное утверждение легко опровергается, и у участника диспута, высказавшего тезис, создается впечатление, что изначальное утверждение тоже ложно.

Ошибка «обращение к силе» возникает, когда оппонент использует угрозы или апеллирует к силе, пытаясь убедить своего собеседника. Например, если вы не придете в офис за 30 минут до начала рабочего времени, вы получите штраф. Поэтому, вы должны прийти в офис за 30 минут до начала рабочего дня.

В подобном случае человек, который использует такой аргумент, применяет угрозу вычета некоторой суммы денег независимо от значения понятия «рабочее время», в действительности означающее время работы сотрудника в соответствии с договоренностью. «Обращение к силе» применено для того, чтобы сотрудник пришел в офис за 30 минут до того, как ему предписывается это сделать в соответствии с контрактом.

Ошибка «обращение к ненадлежащему авторитетному источнику» возникает, когда доказательства подкрепляются ссылкой на человека, который на самом деле не является экспертом в данной области. Например, чтобы продемонстрировать доказательства утверждения «Курс валюты не важен для людей», участник диспута ссылается на недавнюю популярную статью, написанную специалистом по производству молочной продукции.

Ошибка ложной причины возникает, когда временная последовательность становится причиной при установлении причинно-следственных связей между двумя состояниями или событиями. В общем виде, это звучит как «после этого, значит, из-за этого». Например, сегодня утром его уволили, потому что на прошлой неделе была принята новая налоговая политика.

Ошибка двусмысленности проистекает из использования одного термина с различным значением, придаваемым ему в одном аргументе. Здесь два разных значения не различаются. Если бы они были различены, то такого вывода не последовало бы. Например, отрывок из «Алисы в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла [10]:

- Кого ты там видишь? – спросил король.

- Никого, - сказала Алиса.

- Мне бы такое зрение! - Заметил король с завистью. - Увидеть Никого!

В этом отрывке слово «никто» используется в двух разных значениях. Во-первых, оно используется в значении «никто», а во-вторых, как имя Никто.

В данной статье мы отметили, что логика оказала влияние на формирование базовых концепций КПТ и стала одним из инструментов, помогающих выявлению когнитивных искажений, иррациональных убеждений, диспутирования мыслей, а также дальнейшего развития КПТ.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Beck A. T. Depression: Clinical, Experimental, and Theoretical Aspects. Philadelphia, PA: University of Pennsylvania Press, 1967.
  2. Бек Дж. Когнитивно-поведенческая терапия от основ к направлениям. СПб.: Питер, 2018. 416 c.
  3. Van Benthem J. Logic and Reasoning: do the facts matter? // Studia Logica. 2007. Vol. 0. P. 1–18. 2007.
  4. Ковпак Д. В. Олимпийское спокойствие. Как его достичь? СПб.: Питер, 2014. 200 с.
  5. Ellis A. Reason and emotion in psychotherapy. Secaucus, New-Jersey: Citadel Press, 1962.
  6. Диджузеппе Р., Дойл К., Драйден У., Бакс У. Рационально-эмотивно-поведенческая терапия. СПб.: Питер, 2021. 480 с.
  7. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. 607с.
  8. Аристотель. Сочинения в 4 томах. Т. 2. М.: Мысль, 1978. 687 с.
  9. Copi Ir. Introduction to Logic. London: Macmillan and co., limited, 1961.
  10. Кэрролл Л. Алиса в зазеркалье. М.: РОСМЭН, 2021. 160 с.
  11. Аристотель. Аналитики первая и вторая. Ленинград: Государственное издательство политической литературы, 1952. 437 с.
  12. Ellis A., Dryden W. The Practice of Rational Emotive Behavior Therapy, New York: Springer, 1997.
  13. Van Benthem J., van Ditmarsch H., van Eijck J., Jaspars J. Logic in Action. [Электронный ресурс] / URL: https://www.logicinaction.org/ (дата обращения: 01.06.2022).
  14. Channon S., Baker J. Reasoning strategies in depression: Effects of depressed mood on a syllogism task // Personality and Individual Differences. 1994. Vol. 17(5). pp. 707–711.

Статья является переработанной версией оригинальной статьи Денисова В. Г., Ковпак Д. В. Логические основания когнитивно-поведенческой психотерапии // Вестник психофизиологии. СПб., 2023, № 1. С. 68 – 79.
2023-07-19 16:48 Философия